В отношениях розничной купли-продажи покупатель выступает как слабая сторона договора, поэтому его права нуждаются в особой защите. В настоящее время сложилась целая отрасль законодательства (ее иногда называют потребительским правом) и защита прав потребителей их работа.
При этом потребителем признается не любое физическое лицо, а гражданин, приобретающий товары, работы и услуги для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд.
Важнейшими правами потребителя является право на приобретение качественных и безопасных товаров, работ и услуг и право на получение полной и достоверной информации о них. Предоставлению потребителям прав корреспондирует возложение на изготовителей товаров, исполнителей работ или услуг, а также продавцов соответствующих обязанностей.
Защита прав потребителей товаров
Так, изготовители товаров должны указывать полную и достоверную информацию о них на упаковке, продавцам следует указывать информацию о времени работы. Кроме того, на товары и работы может устанавливаться гарантийный срок, в течение которого изготовитель, исполнитель или продавец гарантируют надлежащее качество и потребительские свойства покупки.
Органы защиты прав потребителей
В целях защиты своих прав гражданин-потребитель должен в первую очередь обратиться с претензией по качеству товара, работы или услуги непосредственно к продавцу, изготовителю, исполнителю или организации, специально уполномоченной на принятие требований потребителей. Большая часть потребительских споров разрешается именно в досудебном, претензионном порядке.
В зависимости от того, какое право потребителя было нарушено, за защитой можно обратиться в разнообразные органы власти. К примеру, нарушения прав потребителей транспортных услуг находятся в сфере внимания муниципальных органов, правам потребителей финансовых услуг уделяет внимание Банк России. Специализированным органом защиты прав потребителей является Роспотребнадзор и его территориальные управления в регионах. Именно данное ведомство осуществляет проверки соблюдения потребительского законодательства изготовителями, исполнителями и продавцами, а также требований, предъявляемых к безопасности товаров, работ и услуг. Роспотребнадзору также предоставлены полномочия выдавать обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений и обращаться в суд в защиту прав потребителей (в том числе неопределенного круга потребителей).
Защиту прав потребителей осуществляют многочисленные некоммерческие организации – общества защиты прав потребителей и общественные объединения потребителей. Помимо взаимодействия с продавцами, изготовителями и исполнителями по вопросам восстановления нарушенных прав потребителей, данные объединения занимаются также просветительской работой. Услуги правозащитников, к сожалению, не всегда безвозмездны, поэтому гражданину, столкнувшемуся с нарушением потребительских прав, нередко приходится самостоятельно искать способы их защиты.
«Последней инстанцией» для защиты прав потребителей является суд. Дела о защите прав потребителей рассматриваются мировыми судьями и районными (городскими) судами в зависимости от суммы требований покупателя (заказчика) к продавцу (исполнителю). Дополнительной гарантией прав потребителей является возможность самостоятельного выбора гражданином территориальной подсудности дела – по собственному месту жительства, месту нахождения продавца (изготовителя, исполнителя) либо его филиала, месту заключения либо исполнения договора. Кроме того, потребительские споры освобождены от госпошлины