Даже те, кто никогда в жизни не брал кредитов, в курсе, как часто банки навязывают гражданам-заемщикам платные услуги, пользуясь своим «правом сильного». И неужели нет на них управы? Как защитить права потребителя финансовых услуг?
Какой закон защищает права граждан-заемщиков?
Сейчас это два закона – общий Закон о защите прав потребителей и специальный Закон о потребительском кредите (займе). В этих актах указаны права и обязанности как гражданина, так и банка. Ответственность банка за предусмотрена Гражданским кодексом и Кодексом об административных правонарушениях.
Какие нарушения чаще всего допускают банки? Вдруг банк мои права нарушил, а я и не знаю…
Банк выдает гражданам кредиты на типовых условиях и редко идет навстречу заемщику, если тот попросит разъяснений или предложит поправки, поэтому нарушения в банках, как правило, массовые.
Самые распространенные – махинации со страховкой и дополнительными услугами. Например, за страховку платит гражданин, но застрахованным оказывается сам банк, или у гражданина не было возможности ознакомиться с расчетом полной стоимости кредита со страховкой и без нее.
Всем известна любовь банков к мелкому шрифту (это тоже нарушение!), но некоторые банки идут еще дальше и типографским способом проставляют за заемщика согласие на выдачу кредитной карты, продажу персональных данных, драконовскую неустойку и общение с коллекторами.
Некоторые банки обязывают заемщика сообщать о любом изменении персональных данных (по закону заемщик должен сообщать только об изменении контактной информации). И это далеко не полный перечень нарушений прав потребителей финансовых услуг, увы, каждый год появляются новые «изобретения».
Что делать, если в кредитном договоре есть ущемляющие мои права условия? Куда обращаться?
Обращаться в банк в таких случаях бессмысленно – банковские служащие придерживаются инструкции и условия кредитования им устанавливают «сверху».
Самый распространенный и быстрый способ восстановить свои права – обращение в Роспотребнадзор. Ведомство проведет проверку вашего договора и в случае выявления нарушений посетит с проверкой банк, по результатам которой выдаст банку предписание об устранении нарушений и внесении изменений в те пункты договора, которые противоречат закону. Если манипуляции банка причинили заемщику убытки (например, в размере незаконных комиссий), они также подлежат возмещению.