Защита прав

Закон о правах потребителя

Zakon o zashhite prav potrebiteleyБазовым актом в сфере защиты потребительских прав является Закон о правах потребителя РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Его текст в актуальной редакции должен находиться в уголке потребителя в любом магазине и быть доступен для ознакомления граждан-потребителей.

Законом о защите прав потребителей установлены многочисленные права потребителей, механизм и гарантии их осуществления. Так, говоря о качестве товара, ст. 4 Закона указывает, что качество товара, работы или услуги должно соответствовать договору, обязательным требованиям, установленным в законе, либо обычно предъявляемым требованиям, либо обеспечивать пригодность товара (работы, услуги) для обычных или индивидуальных целей. Особо оговаривается, что при продаже товара по образцу покупателю должен быть передан товар, соответствующий образцу или описанию.

Закон о правах покупателя

Закон о правах потребителя предоставляет изготовителям, исполнителям и продавцам право (а в некоторых случаях возлагает на них обязанность) устанавливать срок службы товара (работы), в течение которого потребителю гарантируется возможность использования товара (работы) по назначению. В течение этого срока изготовитель, исполнитель и продавец отвечают за существенные недостатки товара или работы. На пищевые продукты, косметику, парфюмерию, медикаменты и бытовую химию должны быть установлены сроки годности, по истечении которых товар (работа) являются непригодными (и, как следствие, опасными для потребителя).

От срока службы и срока годности нужно отличать гарантийный срок, который может быть установлен изготовителем (исполнителем), а также продавцом. В течение гарантийного срока указанные лица обязаны удовлетворить требования потребителя при обнаружении в товаре или работе недостатков. Кроме того, изготовитель, исполнитель или продавец могут добровольно принять на себя дополнительное обязательство по обмену товара, недостатки в котором были обнаружены по истечении гарантийного срока.

Для товаров длительного пользования и дорогостоящих товаров немаловажным является возможность их ремонта и технического обслуживания силами продавца либо изготовителя. В течение срока службы изготовитель обязан обеспечить ремонт и техобслуживание товара, а также выпуск и поставку запасных частей к уже проданному товару в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.

Информационные права потребителя возлагают на изготовителей, исполнителей и продавцов обязанность предоставлять полную и достоверную информацию о себе и производимом товаре (работе, услуге).

Так, потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с документами, подтверждающими регистрацию организации или ИП, разрешительными документами (лицензиями, свидетельствами об аккредитации и т. п.).

Информация о товаре (работе, услуге) должна содержать наименование технического регламента или иное обозначение, подтверждающее соответствие товара; сведения о потребительских свойствах товаров (в том числе о составе и энергетической ценности продуктов питания); актуальную цену товара; гарантийный срок, срок службы или срок годности товара; правила безопасного использования товара; адрес и наименование изготовителя (исполнителя, продавца).

Статья о правах потребителя

Конкретным правомочиям потребителя в случае нарушения его прав при приобретении товаров и работ (услуг) посвящены соответственно статьи 18 и 29 Закона о защите прав потребителей.

Так, потребитель, обнаруживший недостатки приобретенного товара, может:

  • потребовать замены товара на товар этой же марки (модели, артикула), либо другой марки (модели, артикула), но уже с перерасчетом цены;
  • потребовать уменьшения цены;
  • потребовать безвозмездного устранения недостатков товара либо возмещения расходов на их устранение другим лицом;
  • отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченных за товар денег.

 

Stati o pravah potrebiteleyОсобо оговорено в законе, что отсутствие у потребителя кассового чека или иного платежного документа не лишает его права на возврат некачественного товара. В Законе о защите прав потребителей установлены также срок обращения с требованиями в отношении недостатков товара, специфика различных товаров (технически сложных, личного использования, проданных дистанционно и т. п.).

Потребителям работ и услуг предоставлены в целом аналогичные с правами покупателей права – на устранение недостатков, уменьшение цены работы (услуги), изготовление другой вещи такого же качества или повторное выполнение работы, возмещение расходов по устранению недостатков другим лицом. Некоторая специфика предусмотрена, например, для работ по бытовому и строительному подряду, транспортных и финансовых услуг.

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

2 COMMENTS

  1. Насущная тема в наши дни-продавец и покупатель…Но по сравнению несколькими годами позже, сейчас торговля более или менее идёт на уступки по предъявлению любого несогласия с покупателем .

  2. Раньше вообще было страшно что то покупать, потому что возврат товара или его обмен был проблемным настолько, что просто не хотелось связываться и тратить свое время и нервы. А сейчас рынок вырос и конкуренция большая, по этому более или менее относятся лояльнее.

LEAVE A RESPONSE

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

x
Ваша заявка принята
Спасибо
Ждите звонка
x