Подруга ехала на такси и попала в серьезную аварию, сейчас в коме. Агрегатор такси заявил, что он ни при чем и вред должен возмещать сам водитель. А что с водителя-то взять, у него кроме арендованной машины и нет ничего! Алёна, 27 лет.
Действительно, агрегаторы такси стараются снять с себя ответственность за вред, причиненный таксистами. На сайте любого агрегатора или в пользовательском соглашении всегда есть оговорка, что агрегатор оказывает только информационные и диспетчерские услуги.
До недавних пор вопрос об ответственности агрегаторов даже не ставился, но сейчас практика меняется. Да, таксисты – не работники агрегатора (даже гражданский договор заключается не всегда), но тем не менее они оказывают услуги «под брендом» агрегатора. А значит, доля ответственности агрегатора должна быть.
Раз агрегатор принял «на работу» конкретного таксиста, он тоже должен обеспечить безопасность поездки – проверить техническое состояние автомобиля, состояние здоровья водителя, соблюдение правил перевозки.
Верховный Суд указал, что агрегатор – это фактический перевозчик, который отвечает за действия таксистов как за свои собственные. Пассажир не должен при заказе такси задумываться, является ли агрегатор настоящим перевозчиком или только посредником, с которого взятки гладки.
Причем разъяснения высшей инстанции касаются не только вреда здоровью, но также вреда имуществу – багажу, одежде пассажира.
Как быть? При заявлении иска водителю привлеките в качестве соответчика и владельца автомобиля, и агрегатора такси. В подтверждение оказания услуг агрегатором можно привести переписку, смс-сообщения, скрины из программы для заказа такси.
Агрегатор, кстати, должен будет выплатить и штраф за неудовлетворение требования пассажира в добровольном порядке (по Закону о защите потребителей).