Дела о банкротстве достаточно распространенная практика. Если поданное кредитором организации-должника заявление о признании его банкротом будет признано обоснованным, в отношении должника применяются предусмотренные законом процедуры банкротства.
Заметим, что применение процедур банкротства неравнозначно признанию юридического лица банкротом: большая часть процедур направлена все-таки на восстановление платежеспособности должника и предупреждение его банкротства.
Помимо предусмотренных законом пяти процедур банкротства организаций, существует также институт санации – предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями либо участниками должника, его кредиторами, а также иными лицами (санацию очень часто применяют для недопущения банкротства банков).
Если же должник не сможет восстановить свое финансовое положение и будет признан банкротом, его имущество подлежит реализации с целью удовлетворения заявленных требований кредиторов.
Сколько процедур банкротства
Ст. 27 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» называет 5 процедур, применяемых в делах о банкротстве, которые имеют свои цели, особенности (например, в части соотношения полномочий руководителей должника и арбитражного управляющего), сроки проведения и последствия. Необязательно применять все эти процедуры или использовать их в перечисленной в законе последовательности. Количество процедур банкротства и очередность их применения зависят от особенностей конкретного дела, волеизъявления кредиторов должника, действий арбитражного управляющего и руководителей должника.
- Наблюдение направлено на обеспечение сохранности имущества организации-должника, проведение анализа его финансового состояния, составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов.
- Финансовое оздоровление направлено на восстановление платежеспособности и погашение задолженности перед кредиторами согласно графику погашения задолженности либо плану финансового оздоровления, которые разрабатываются учредителями (участниками) должника и утверждаются соответственно арбитражным судом и собранием кредиторов.
- Внешнее управление применяется в целях восстановления платежеспособности должника путем таких мероприятий, как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельного производства, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества, уступка прав требования должника, увеличение уставного капитала, размещение дополнительных акций, замещение активов и т. д. (ст. 109 Закона о банкротстве).
- Конкурсное производство применяется в том случае, если должник признается несостоятельным (т. е. его платежеспособность не может быть восстановлена), и направлено на осуществление расчетов с реестровыми кредиторами за счет средств, полученных от реализации имущества должника.
- Мировое соглашение может быть заключено на любом этапе рассмотрения дела о банкротстве, но оно должно отвечать требованиям исполнимости и экономической целесообразности (т. е. условия погашения задолженности должником должны быть осуществимыми) и заключаться со всеми кредиторами, заявившими требования к должнику. Заключить мировое соглашение только с одним кредитором также возможно, но процедуру банкротства такое соглашение не прекратит, а в ряде случаев такое мировое соглашение может быть и оспорено как сделка, совершенная с предпочтением (ст. 61.3 Закона о банкротстве).
В каждой из процедур банкротства участвует специально назначаемое лицо – арбитражный управляющий, наименование должности и полномочия которого зависят от процедуры банкротства, которую он проводит:
- временный управляющий – наблюдение;
- административный управляющий – финансовое оздоровление;
- внешний управляющий – внешнее управление;
- конкурсный управляющий – конкурсное производство.
Рассмотрение дел о банкротстве
Как следует из ст. 32 Закона о банкротстве, дела о банкротстве рассматриваются арбитражными судами по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ с особенностями и изъятиями, предусмотренными банкротным законодательством. При этом установлены особые правила подсудности дел о банкротстве: они рассматриваются по месту нахождения организации-должника (ч. 1 ст. 33 Закона о банкротстве).
Участниками дела о банкротстве являются сам должник; арбитражный управляющий, осуществляющий процедуру банкротства; конкурсные кредиторы; уполномоченный орган; иные федеральные и региональные органы власти, а также органы местного самоуправления, если их участие необходимо в силу прямого указания Закона о банкротстве. Ст. 34 указанного Закона наделяет этих лиц широкими процессуальными правами в рамках банкротного дела.
Помимо участников дела о банкротстве выделяется и такая категория, как лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве, – представители учредителей должника, собрания кредиторов, СРО арбитражных управляющих, кредиторы по текущим платежам и т. д. Объем прав данных лиц существенно меньше: они могут знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать из них выписки и снимать копии, представлять суду документы.
Еще меньше прав у такой категории, как лица, участвующие в рассмотрении обособленного спора по делу о банкротстве (например, об оспаривании сделки должника, привлечении бывшего руководителя к субсидиарной ответственности).
Такие лица не участвуют в самом деле о банкротстве (основном споре), поэтому и не имеют в рамках такого дела каких-либо процессуальных прав (например, обжаловать решение о введении процедуры банкротства, обжаловать действия арбитражного управляющего).